Приближается 12 апреля – День космонавтики! Что и как рассказать детям о космосе? Как интересно провести эту неделю с пользой для развития ребёнка? Это возможность не только больше пообщаться с малышом, поведать ему интересные рассказы о космосе, почитать стихи, разгадать загадки, но и прекрасная возможность ненадолго вернуться в счастливое детство! Возможность посмотреть на окружающий мир глазами своего ребёнка!
Современные дети очень любознательны, они является первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. С познанием окружающего мира, детей интересует и привлекает тема «Космоса», как что-то неизведанное, таинственное и волшебное.
Дошкольники часто задают взрослым вопросы, на которые не могут найти самостоятельно ответы: «Почему солнце такое яркое?», «Почему луна может быть круглой и в форме полумесяца?» «Почему на небе звёзды?», «Почему наступает ночь?» и т. д.
Детские вопросы дают взрослым шанс вспомнить то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. И для этого есть прекрасный повод 12 апреля – День космонавтики.
Огромные достижения и изменения произошли в вопросах изучения космоса. В настоящее время никого не удивляет запуск ракет в космос, а современные дети перестали играть в космонавтов. Для детей мечта стать космонавтами не актуальна, между тем звездные, космические пираты, и другие инопланетные существа – герои любимых мультфильмов наших дошкольников. Зачастую вымышленная и искажённая информация о космосе, о несуществующих планетах, персонажах, дезинформирует детей, вызывая отрицательные эмоции, способствует развитию страхов. Поэтому формируя у них представления о космосе, взрослым очень важно грамотно выстроить свою работу: рассказать детям, что такое космос и Вселенная, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами, планетой Земля.
Задача взрослых — доступно, последовательно и грамотно ввести ребёнка в мир познания космической темы, уделяя внимание, на изучение космических объектов, постепенно увлекая и заинтересовывая ребёнка.
Начать это увлекательное путешествие можно с разгадывания загадок загадок:
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…(Комета)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (Луна)
Планета голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
В небе виден желтый круг и лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг, словно на магните.
Хоть пока я и не стар, но уже ученый —
Знаю, то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
Ночью с Солнцем я меняюсь и на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами, словно серебром.
Полной быть могу ночами, а могу — серпом. (Луна)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
Эта планета нам всем дорога, нам жизнь подарила планета. (Земля).
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться.
Лишь распустит птица хвост,
И поднимется до звезд (ракета)
Откройте «Космический читальный зал»
Чтение родителей с детьми произведений:
Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».
Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах».
П.Клушанцева «О чем рассказал телескоп».
И.Холи «Я тоже к звездам полечу».
Чтение Г.Юрлин «Что внутри?».
Рассказ «Счастливого пути, космонавты» Е.П.Левитан «Твоя Вселенная» Е.П.Левитан «Звёздные сказки».
К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе».
Л.Талимонова «Сказки о созвездиях».
Н.Носов «Незнайка на Луне».
Вместе с вашим любознательным ребёнком посетите «Космокинозал»
Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:
«Тайна красной планеты».
«Загадочная планета».
«Незнайка на Луне».
«Планеты Солнечной системы».
«Животные в космосе».
«Освоение космоса»
Просмотр фильмов:
«Юрий Гагарин».
«Первый полёт».
«Экскурсия по МКС».
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.
Космическая жизнь связана с физкультурой и спортом.
Разминка «Космодром».
Все готово для полёта (прямые руки вперёд — вверх),
Ждут ракеты всех ребят (руки вместе над головой).
Мало времени для взлёта (шагаем на месте) —
Космонавты встали в ряд (прыжок с хлопком над головой).
Поклонились вправо-влево (руки на поясе, ноги на ширине плеч — наклоны туловища вправо-влево),
Отдадим земле поклон (руки на поясе, ноги на ширине плеч — наклоны туловища вперёд).
Вот ракета полетела (прыжки на месте на двух ногах, руки на поясе) —
Опустел наш космодром (присели, руки на колени).
Гимнастика «Обратный отсчёт».
Приготовились в полет, начинается отсчёт (соединить ладони над головой):
Десять — проверяем корпус (наклоны в стороны),
Девять — повернули компас (повернуть кисть правой руки),
Восемь — находим место (два шага на месте),
Семь — садимся в кресло (сесть «по-турецки», скрестив ноги, ладони на коленях),
Шесть — пристегни ремни (имитировать пристегивание ремней двумя руками),
Пять — курс на планету возьми (поднять левую руку вверх),
Четыре — кнопки нажимаем (имитировать нажатие кнопок всеми пальцами),
Три — мы двигатель включаем (пальцы сцепить в замок),
Два — делаем запись в тетрадке (имитировать записывание рабочей рукой),
Один — всё у нас в порядке (большие пальцы вверх)!
Космическая физминутка.
В небе ясном солнце светит (потянуться – руки вверх),
Космонавт летит в ракете (руки соединить ладонями над головой)!
А внизу леса, поля (наклониться вперёд) —
Расстилается земля (руки развести в стороны).
Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта».
— Представь, что мы с тобой космонавты. Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы с тобой в космосе и на нас надеты скафандры.
— На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
— Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
— Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание и разжимание кистей).
— Сапоги космонавта на очень плотной подошве (прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой на месте).
— На спине за плечами важные устройства и баллоны с воздухом (поднимание и опускание плеч, вдох-выдох)
Игра-соревнование «Космические шаги».
Вместе с ребёнком с одной линии старта перейти на другую сторону комнаты, выполняя ходьбу с высоким подниманием колен, мелким шагом, широким шагом, прыжком, бегом. Посчитать: кто совершил меньшее или большее количество шагов.
Игра-состязание «Звёздный букет».
На полу раскладывают равное количество звёзд двух цветов (красные и жёлтые, вырезаны из цветной бумаги или картона).
По команде (под ритмичную музыку группы Спейс «Воздушная кукуруза») двум игрокам нужно собрать как можно больше звёзд своего цвета. С окончанием музыки подсчитывается количество собранных звёзд.
Игровое упражнение «Невесомость».
Встать ровно, левую (правую) ногу согнуть в колене и поднять вверх, руки развести в стороны. Считать до 10 – удержаться на одной ноге, сохраняя равновесие.
Пальчиковая гимнастика «Полёт».
Раз, два, три, четыре, пять –
(По одному загибают пальчики на обеих руках.)
В космос полетел отряд.
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит,
(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
(Загибают пальчики обеих рук)
И большую желтую луну.
Пальчиковая гимнастика «Посчитаем все планеты».
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. (На каждую названную планету ребёнок загибает пальчик).
Комплекс О.Р.У. «Космические мотивы».
1- «Космический ветер».
И.п. – основная стойка, руки вверх.
1-4-покачаться из стороны в сторону, руки поднять высоко над головой.
Повторить 6-8 раз.
2- «Наденем скафандры».
И.п. — ноги на ширине плеч.
1 – поднять руки вверх через стороны, подняться на носках.
2- опустить руки через стороны вниз, вернуться в И.п.
Повторить 6-8 раз.
3- «Посмотрим в иллюминатор».
И.п. – стоя, ноги врозь, руки полочкой перед грудью.
1 – поворот туловища вправо, руками изобразить «окошко».
2 – вернуться в И.п.
3-4 – то же влево.
Повторить 6-8 раз.
4- «Состояние невесомости».
И.п. – лёжа на животе, руки вытянуты вперёд, прямые ноги вместе.
1 – приподнять руки, голову, ноги.
2 – вернуться в И.п.
Повторить 6- 8 раз.
5- «Садимся в кресло космонавта».
И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.
1 – сед с прямыми ногами, руки вытянуть вперёд.
2 – вернуться в И.п.
Повторить 6-8 раз.
6- «Разминаемся перед выходом из ракеты».
И.п. – стоя на коленях, руки на поясе.
1 – сесть на пятки, руки в стороны.
2 – вернуться в И.п.
Повторить 6-8 раз.
7- «Рады прибытию».
И.п. – ноги вместе, руки на поясе.
Прыжки на месте на двух ногах. 8 прыжков в чередовании с ходьбой. Повторить 4 раза.
Комплекс О.Р.У. «Летим на Луну».
Раз, два, три —
Ремни прикрепи!
1. «Проверим ремни».
И. п. — о.с., руки прямые внизу;
1 — руки в стороны; 2- руки вверх, 3- в стороны; 4- и. п.
Повторить 5-6 раз.
Ракета, ввысь лети!
Космонавт, глубже дыши!
2. «Подышим глубже при взлёте».
И.п. — стойка – ноги на ширине плеч, руки прямые внизу;
1 — руки в стороны назад, наклон вперёд;
2 — и. п.
Повторить 5-6 раз.
Посмотри в иллюминатор, друг!
Чудеса одни вокруг.
3. «Посмотрим в иллюминатор».
И.п. — стойка – ноги на ширине плеч, руки на поясе;
1 — поворот туловища вправо, руки в стороны;
2 — и. п.;
3 — 4 повторить то же влево.
Повторить 5-6 раз.
В воздухе, как ласточки, мы парим.
Из отсека в отсек мы летим.
4. «Состояние невесомости».
И.п. — стойка на правой (левой) ноге, руки на поясе;
1 — левую (правую) ногу отвести назад, сделать наклон вперёд, руки в стороны, удержать равновесие;
2 — и. п.
Повторить 4 раза на каждой ноге.
Садимся в кресло мы с трудом.
Ещё труднее удержаться в нём.
5. «Садимся в кресло».
И.п. — стойка на коленях, руки на поясе;
1 — сесть на пятки, руки в стороны;
2 — и. п.
Повторить 5-6 раз.
Вот и опускаемся на Луне…
Размяться перед выходом нужно мне.
6. «Собираемся перед выходом из ракеты».
И. п. — стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.
1 – приседание, прямые руки вывести вперёд;
2 — и. п.;
Повторить 5-6 раз.
Радостью охвачена детвора…
Вот она, Луна!
7. «Прилетели на Луну».
И.п. — ноги вместе, руки на поясе.
Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой. Повторить 4 раза .
Гимнастика для глаз «Звездочки»
Звезды прыгают, резвятся (вверх-вниз глаза),
Звезды любят поиграть (вправо-влево глаза),
Звезды быстро улетают (моргаем глазами),
Нам их с вами не поймать (зажмурили глаза и открыли)!
Познавательное развитие.
Можно начать свой рассказ с того, что жизнь на земле зависит от солнца и провести опыты, наблюдения.
Опыт с фонариком. Цель: дать понять ребёнку, что звёзды только кажутся маленькими, ведь они очень далеко от Земли. При выключенном свете включить фонарик и на близком расстоянии рассмотреть его свечение, затем отойти в конец комнаты: фонарик стал меньше, а свет от него тусклым.
Сравнить арбуз и горошину. (Арбуз — это солнце, горошина Земля). Показать на сколько Земля меньше солнца — Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.
Дошкольнику будет интересно узнать о том, что первыми в космос полетели на космическом корабле две собаки – Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись назад.
И тогда в космос полетела космическая ракета «Восток» с первым человеком на борту. Юрий Алексеевич Гагарин — первый в мире космонавт облетел вокруг Земли всего один раз и пробыл в космосе 108 минут.
Рассказ об интересных космических событиях и явлениях в наше время; о том, что сейчас космонавты проводят в космосе много дней, летают группами, живут на космических станциях, работают, проводят разные эксперименты и следят за приборами, проводят ремонт оборудования. В космос летают не только мужчины, но и женщины — космонавты.
Интересно побывать и в «Космической музыкальной гостиной»
Прослушать:
Музыкальные произведения группы Зодиак.
Песни:
«Мы в космос улетаем на работу»
«Я-Земля!».
«Знаете, каким он парнем был!».
«На пыльных тропинках далёких планет…».
«Мы в космос улетаем на работу…»
«И на Марсе будут яблони цвести».
Саундтреки: Тайм-ат — Этот большой мир (ремейк песни из фильма «Отроки во Вселенной»).
А. Зацепин «Тайна третьей планеты». Ксения Ларионова «Ключ на старт».
С.Светикова «Свет любви» (из мультфильма «День рождения Алисы») Земляне «Трава у дома».
А как увлекательны «Космические игры»:
Дидактическая игра «Собираем Незнайку в полет»
На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому Незнайке надо взять только те вещи, которые нужны во время космического путешествия. Взрослый показывает разные предметы, а ребёнок должен хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и прятать ручки за спину, если этот предмет не нужен (скафандр, машина, лыжи, половник, аптечка, сок, и т. д.)
Дидактическая игра «Что здесь лишнее?» (оставить только карточки с изображением космической тематики по заданию воспитателя).
Дидактическая игра «Рассади марсиан по космическим кораблям» (закрепить геометрическую форму предметов).
«Восстанови порядок в солнечной системе».
«Собери разные слова из задуманного слова «космос».
«Разные картинки».
«Подбери одежду для космонавта».
Конструктивные игры:
Складывание созвездий из мозаики.
Из деревянного конструктора — «Космодром».
Из лего — «Роботы».
Из пластмассового конструктора- «Космический корабль».
Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке.
Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)
Игра «Почему бывают день и ночь»
Ход игры: расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребенку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки» до „макушки». На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».
Предложите ребенку прислушаться к словам:день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потренироваться в их подборе: восход — … (заход), север — … (юг), свет — … (тьма), холод — …(жара).
Попросите ребенка найти слова, противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит— на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад.
Предложите ребенку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок, солнце, светлеть.
Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод — … (холодит); север — … (северный), ночь — … (ночной), пасмурно — … (пасмурный).
Спросите, каким может быть: утро… (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное…); день, вечер, ночь?
Игра «Звезды»
Ход игры: скажите ребенку, что Солнце кажется намного больше, чем звезды, потому что находится не очень далеко от Земли. Спросите у ребенка, знает ли он, что луч света летит до нас всего восемь минут. А лучи от самых близких звезд летят к нам целых четыре года! Вот как далеко находятся от нас звезды!
Предложите ребенку подобрать синонимы (слова, близкие по значению) к словам: огромный … (грандиозный, громадный), быстрый … (торопливый, скорый, стремительный). Попросите его придумать словосочетания с каждым из этих слов. Попросите подобрать антонимы к словам: быстрый — … (медленный), огромный — … (крохотный).
Игра «Почему в космос летают на ракете»
Ход игры: расскажите: «Существует земное притяжение. Земля притягивает все к себе. Как бы высоко ни бросили камень, он обязательно упадет на Землю. Как бы высоко человек ни подпрыгнул, он все равно опустится обратно. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь: 8 километров в одну секунду! Самолет не может лететь так быстро! А ракета может». Предложите ребенку расположить слова по порядку (по мере возрастания — убывания): огромный, большой, громадный, большущий; очень маленький, маленький, малюсенький, крохотный.
Игра «Зачем лететь в космос?»
Ход игры: спросите: «Почему люди так стремятся в космос? Ведь в космосе темно, холодно, на каждом шагу подстерегают опасности…» Расскажите, что воздух мешает отчетливо видеть звезды с Земли. В нем постоянно носятся пылинки, капельки воды, частички дыма. А когда собираются тучи, то звезды не видны. Астрономы мечтают построить обсерватории в космосе: воздуха там нет, облаков тоже, можно наблюдать звезды без всяких помех! Каждый экипаж, отправляющийся в космос, получает задание от астрономов.
Попросите ребенка определить, какие из этих слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении: темная ночь, темные мысли, темное небо, темные дела, темные волосы, темный цвет.
Разучите «Космическую считалку».
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
Меркурий – раз,
Венера – два,
Три – Земля,
Четыре — Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восемь – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон,
Кто не видит – выйди вон.
Можно посетить и литературный «Космический салон»
Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов.
«Копилка мудрых мыслей» — разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах.
Разучите стихотворение:
«Планета Земля»
Планета Земля – родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нём?
Загадки её постоянно решаем.
Но форму Земли до конца мы не знаем.
А форма Земли без рек и морей
Зовётся геоид! Учи и умней!
А что там внутри? Принимаем на веру: не видно ядро. Летим в атмосферу!
Мы ей благодарны, что можем дышать
И много проблем с нею можем решать.
Прекрасно, что мы атмосферой закрыты
От злых и коварных метеоритов.
От трения в воздухе камни сгорают
И звездным, красивым дождём выпадают.
Озоновый слой, без всяких сомнений,
Нас защищает от плохих излучений.
Земля несравненная! Чудо природы!
Её заселяют зверьё и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо её защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться её не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
Сатурн
Р. Алдонина
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Детские стихи про звезды
Млечный Путь
Р. Алдонина
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет —
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Звёзды
Р. Алдонина
Что такое звёзды?
Если спросят вас —
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор —
Каждая звезда!
Г. Кружков
Есть в небе звёздочка одна,
Какая — не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
Детские стихи про созвездия
Созвездия
Ю. Синицын
Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчаньи долгом
Человек в простор ночной —
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, —
Водолей,
Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.
А. Хайт
Из «Радионяни»
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Автор неизвестен
Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.
Г. Сапгир
Мы слыхали: две Медведицы
По ночам на небе светятся.
Ночью вверх мы взглянули —
Увидали две кастрюли.
Л. Ткачук
Вот ручки край, где ковшик наш
Звездой отмечен Бенетнаш.
Ты по соседству бросишь взор —
Мицар увидишь и Алькор.
А вот у ручки поворот
К звезде выводит Алиот.
Ну а затем мы наконец
Увидим чаши край — Мегрец.
И дно пройдём мы точно так,
Увидев Фекду и Мерак.
А выше светит как всегда
Нам Дубхе — яркая звезда.
Большая Медведица
Ю. Синицын
У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды — и все подряд,
Как алмазные, горят!
Среди звёзд, больших и ярких,
Чуть видна ещё одна:
В середине рукоятки
Приютилася она.
Ты получше приглядись,
Видишь,
Две звезды слились?
Та, которая крупнее,
Называется Конём.
А малышка рядом с нею —
Всадник,
Скачущий на нём.
Замечательный наездник,
Этот звёздный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.
Треплет конь золотогривый
Золочёную узду.
Правит Всадник молчаливый
На Полярную звезду.
Созвездия
Р. Алдонина
Всю ночь созвездия блестящие
Не замедляют хоровода
Вокруг одной звезды, стоящей
Как будто в центре небосвода.
К ней наклонилась ось земная,
Её назвали мы Полярной.
Где север, мы по ней узнаем
И ей за это благодарны.
Орион
Н. Теннова
Не боясь зимы и стужи,
Подпоясавшись потуже,
Для охоты снаряжён
Выступает Орион.
Две звезды из высшей лиги
В Орионе — это Ригель
В правом нижнем уголке,
Словно бант на башмаке.
А на левом эполете —
Бетельгейзе ярко светит.
Три звезды наискосок
Украшают поясок.
Этот пояс, как подсказка.
Он — небесная указка.
Если влево ты пойдёшь,
Чудо-Сириус найдёшь.
А от правого конца —
Путь в созвездие Тельца.
Он указывает прямо
В красный глаз Альдебарана.
Пояс зодиака
А. Новак
Снег январский на дороге,
Солнце светит в Козероге.
В феврале день подлиннее,
Солнце светит в … (Водолее).
В марте много снежных глыб,
Солнце где-то среди … (Рыб).
А в апреле из … (Овна)
Солнце греет уж сполна.
В мае солнышко в … (Тельце) —
Жди веснушки на лице.
В июне Солнце в … (Близнецах),
Фанту дети пьют в кустах.
В июле солнце катит к … (Раку),
Меломан — на грядку к маку.
Август школы открывает,
… (Лев) за солнце убегает.
За окном «засентябрит»,
… (Дева) Солнце приютит.
В октябре, по мненью сов,
Солнце светит из … (Весов).
В ноябре на небосклоне
Сияет Солнце в … (Скорпионе).
В декабре, как сорванец,
За Солнце спрячется … (Стрелец).
Детские стихи про космос, астрономию, Луну и Землю
Р. Алдонина
— Всё,- сказал я твёрдо дома, —
Буду только астрономом!
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная!
Я. Аким
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Автор неизвестен
Если месяц буквой «С»,
Значит, старый месяц;
Если палочку в довес
Ты к нему привесишь
И получишь букву «Р»,
Значит, он растущий,
Значит, скоро, верь-не верь,
Станет он толстущий.
Луна
Р. Алдонина
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
Ю. Яковлев
— Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
— Да это спутник!
— Вот те раз!
— Он спутник каждого из нас
И в целом — всей Земли.
Руками спутник сотворён,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
Детские стихи о кометах
Комета
Р. Алдонина
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
— Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
— Это лёд!
А хвост её — пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
Г. Сапгир
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
Юрий Гагарин
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель!
Творческая мастерская
Рисование «Космос», «Ракеты», «А кто живёт на других планетах?» — Нарисовать портрет пришельцев, предложить пофантазировать!
(Взять лист бумаги, попросить ребенка обвести свою ладошку, перевернуть. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисовать детали – портрет пришельца готов)
Лепка «Ракета».
Лепка «Инопланетяне».
Рисование «Загадочный космос».
Рисование» Лунный пейзаж».
Создание книги рисунков «Этот загадочный космос».
Изготовление поделок детьми совместно с родителями по теме «Космос».
https://www.youtube.com/watch?v=kTzQ2q9SwlQ&feature=emb_logo Астрономия для детей. Планеты солнечной системы
https://www.youtube.com/watch?v=F3KgFyuRghg Почему происходит смена дня и ночи? Мультфильм про космос для детей
https://www.youtube.com/watch?v=UmV2SgrfEZg Про День Космонавтики
https://www.youtube.com/watch?v=mNKlq8zXTG4 Как появилась вселенная?
https://www.youtube.com/watch?v=Qhu4j0u-hNk Космос для детей. Система планет для детей. Развивающий мультфильм для малышей
https://www.youtube.com/watch?v=wCqLDIugYbM Наука для детей — Все о космосе и звёздах. Сборник | Смешарики Пинкод
https://www.youtube.com/watch?v=ZAj92luFSKs Путешествия в открытом космосе. Сборник | Смешарики Пин-код. Обучающие мультфильмы
https://www.youtube.com/watch?v=0xafcf7OKaQ Жизнь на других планетах. Смешарики Пин-код.