ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ!
Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребёнка люди. Вера в правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала….», «Папа велел…» и т.д.Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам его поступков , избегать негативных установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | |
Сказав так: | подумайте о последствиях | и вовремя исправьтесь |
«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…». | Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. | «Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!». |
«Горе ты моё!» | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. | «Счастье ты моё, радость моя!» |
«Плакса-Вакса, нытик, пискля!» | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем. | «Поплачь, будет легче…». |
«Вот дурашка, всё готов раздать…». | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. | «Молодец, что делишься с другими!». |
«Не твоего ума дело!». | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. | «А ты как думаешь?». |
«Ты совсем, как твой папа (мама)…». | Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя | «Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!». |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!». | Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | «Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!». |
«Не кричи так, оглохнешь!» | Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. | «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!». |
«Неряха, грязнуля!». | Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. | «Как приятно на тебя смотреть, когда
ты чист и аккуратен!» |
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике). | Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. | «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого». |
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!». | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. | «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!». |
«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!» | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия,подозрительность, пессимизм. | «Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!». |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» | Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. | «Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!» |
«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!». | Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. | «Давай немного оставим папе (маме) ит.д.» |
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» | Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. | «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…». |
«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!». | Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. | «Как ты мне нравишься!». |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!». | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | «Смелее, ты всё можешь сам!». |
«Всегда ты не вовремя подожди…». | Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя | «Давай, я тебе помогу!» |
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!». | Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. | «Держи себя в руках, уважай людей!». |
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.